Электродвигатели по большей части представлены асинхронными модификациями. Большой опыт работы с такими силовыми агрегатами продемонстрировал, что эти агрегаты часто дают отказ из-за аварийных ситуаций. Показатели аварийности достигают 25% и более каждый год.
Если компоненты электрического двигателя выходят из строя, требуется дорогостоящий ремонт. Кроме того, наносится ущерб производству из-за простоя технологического оборудования и порчи продукции, вызванной аварией. К другим последствиям выхода из строя асинхронных двигателей относят снижение электро- и пожаробезопасности, связанное с вероятными короткими замыканиями, которые могут возникать в обмотке статора или ротора агрегата.
Общепринятые меры защиты не гарантируют полную целостность и сохранность электродвигателя. Они могут в некоторой степени снизить риск возникновения некоторых аварийных ситуаций. В таких условиях возникает значительная потребность в надежной диагностике состояния электродвигателя непосредственно в процессе его работы. Такую диагностику называют функциональной.
Возможность выявить неполадки в работающем электродвигателе еще на ранней стадии позволит предотвратить аварийную ситуацию, которая повлечет резкую остановку производственного процесса. Также функциональная диагностика позволяет сократить расходы на ремонтные работы и продлить срок его эксплуатации.
Существуют специальные адаптивные устройства защиты и диагностики, которые подходят для диагностики оборудования различной конструкции и мощности.
Системы и методы диагностики электрического оборудования
Современные методики оценки состояния агрегатов можно разделить на две группы.
- В первую входят методы тестовой диагностики. Для них требуются формирования искусственных возмущений, которые воздействуют на изучаемый объект. Эти способы позволяют измерить сопротивление изоляции, внутреннее сопротивление обмоток и другие важные показатели.
- Во вторую входят методы оперативной или функциональной диагностики. Они применимы к электрооборудованию, которое является источником естественных возмущений во время работы.
Методы каждой из перечисленных групп делятся еще на две:
- способы выявления неисправности оборудования в целом;
- способы для определения неисправности и ее локализации в агрегате.
Особенности тестового диагностирования
Тестовое диагностирование на сегодняшний день – наиболее востребованный способ выявления дефектов в сфере отечественной энергетики. Оно стало критерием, который определил структуру техобслуживания и ремонта по регламенту.
Важное преимущество тестового диагностирования заключается в том, что оно позволяет предотвратить появление различных дефектов. Тем не менее, этот метод имеет и недостатки. При выполнении плановых ремонтных работ электрических агрегатов после полной сборки их подвергают высоковольтным испытаниям. Такие манипуляции отрицательно сказываются на состоянии изоляции электродвигателя и обмотки.
Каждое высоковольтное испытание повышает число дефектов. Результатом этого может стать аварийный выход из строя агрегата. Нужно учитывать, что каждая разборка и сборка двигателя повышают риск расширения дефектов.
К другим недостаткам тестовой диагностики относят:
- временное прекращение работы проверяемого оборудования;
- невозможность выполнить защитное отключение оборудование во время его работы в целях недопущения полного выхода из строя;
- отсутствие контроля над неподходящими режимами работы агрегата.
Чтобы перейти от условий обслуживания и ремонта по регламенту на аналогичные услуги по фактическому состоянию оборудования, потребуется его тщательная диагностика электродвигателя. Для подготовки к ремонтным работам нужно выявить имеющиеся неполадки, которые оказывают влияние на работоспособность, задолго до выхода оборудования из строя.
Функциональные методы более предпочтительны, в том числе – с экономической точки зрения. Они не требуют временного вывода электрооборудования из строя.